вторник, 4 июня 2013 г.

Про "почемучек", молчунов и уроки на диване.

Недавно я стала выезжать на домашние занятия к группе беззаботных трёхлеток. Такое я практикую достаточно редко, ибо:

-урок для малышей- это всегда куча подручного материала, который приходится переносить с собой. Что превращает мой вид в походника, собравшегося куда-нибудь в Карелию на выходные:




Одним словом, не набегаешься. Но для этой группы я решила сделать исключение, уж больно настаивала мама девочки, устраивающей занятия у себя на квартире. Изначально собралось славное трио- дочка "принимающей" мамы Натальи- Ангелина, еще одна девочка- Викуся, и бойкий мальчонка Даня.

 Три занятия у нас прошли вот в таком весёлом составе, причём именно тут я постигла премудрость проведения занятия "на диване". Как-никак, пол холодный, на нём, как в центре, не поползаешь. По началу думалось: Ах, как так- по правилам малышне такого возраста нужно чуть не каждые 6-7 минут давать "разрядку": побегать- попрыгать, а тут -нате- диван. Но ничего, втянулись, если я чувствовала, что усидеть нам ну никак не возможно- делали зарядку.


(песенка- It's a dog) Песенка- It's a dog
или танцевали-   make a circle 

(Я даю ссылку на список песен в контакте, -не могу никак разобраться с системой аудио-загрузки тут, в блоггере)

И все 45 минут проходили как в сказке- быстро и с восторгами. Группа уж больно замечательная. Я-то горазда петь диферамбы всем своим малышам, но эту группу хочу отметить в особенности. Ангелина- девочка 3х лет, настолько вдохновилась английским с нашего первого урока, что покой потеряли все:)


Наталья:

Ангелинка просто покоя не даёт, постоянно спрашивает, как будет на английском это, это, это, Вопросы сыплются как из рога изобилия. Причём интересует всё- от крана на кухне до застёжек на ботинках. Мнение мамы уже не авторитет - надо спросить у Светы, Света знает точно. Недавно, пока была в спортзале, оставила её в игровой комнате. Так, как пришла забирать, воспитательница в шоке расскала- Ваша дочка подходит и спрашивает: Тётя, а как по английски горка? (в детском манеже приметила). Так  и приходится вечно держать яндекс-переводчик включённым.

Даня, мальчонка, которому, признаться, тяжеловато после получаса занятий усидеть и он начинает "выуживать" с моего временного учительского стола что-то "новое", что будет дальше, на втором занятии спел мне песенку 'ABC'. Это притом, что мы ее вообще-то не брали, и он сам попросил маму с ним её выучить. А начал мне её петь со вступлением- "Тётя Света, я вам РУССКИЙ алфавит выучил!"- и понеслось.

Вика- третья девочка, моя гордость. Она ходит к нам в центр, и, выходит, занимается дольше других. Она уже говорит предложениями и знает несколько стихов и пару песенок. Собственно, через её маму я и стала вести занятия на дому у их знакомых:) На занятиях важничает и поправляет других.

И знаете, глядя на всех этих малышей я понимаю, что главная моя функция как преподавателя-  вселить любовь к языку, уже даже не таких ранних порах, выполняется. Малыши горят, они, что называется, сами, своими вопросами и любопытством формируют свою "личную сеть изучения - PLN". А это не много не мало- первые шажки в непростом пути к "умению учиться".

И вот сейчас, вечером, мне пишет Наталья: "Света, а вы в начале занятия не давали слово "mailbox"? Я удивляюсь, потому что нет, слов было много, но именно этого- не было.

Наталья отвечает:  сегодня утром Ангелинка проснулась и первым делом поинтересовалась как почтовый ящик по-английски... я ответила post box, на что деточка заявила, что ей кажется что все-таки mail box... и вот мы с папой чешем репу откуда у нее такие познания:)
Я только руками развожу. У Ангелины еще и нам поучиться можно в плане "выуживания информации" их окружающей среды.

А вот недавно к нам присоединилась Ариша. Ей только через месяц будет три, и это вечно улыбающийся, дружелюбный, но молчаливый ребёнок. Обычно молчат у нас мальчики, и, распознав "молчуна", я сразу говорю с родителями на предмет того, что не нужно давить на мылыша и требовать, чтобы он выпаливал слова под стать "говорунам". Вообще, еще в университете от нашей преподавательницы по русскому языку, Добровой Н.В., я услышала и усвоила истину:

В большинстве своём девочки развиваются эволюционно, а мальчики- революционно. Тобишь "скачками"- и Доброва делала молниеносное движение своей большой рукой вверх. Как в старом анектоде: В одной семье сынок не говорил до 5ти лет. Ну, родители уже устали пытаться его "разговорить", просто махнули рукой. И вот однажды мама с сыном сидят на кухне, мама что-то режет на столе, малыш подле неё сидит на стуле. Тишина. И тут спокойствие пронзает ровный, но громкий голос мальчика: Маменька, у вас молоко убегает. Мамаша, в ужасе: А что ж ты, родной, раньше-то молчал?! Сын: Так раньше, маменька, у вас молоко-то и не убегало...

Так и некоторые малыши молчат, впитывают информацию. Это вовсе не значит, что они всё пропускают мимо ушей- они участвуют в играх, в наших упражнениях. Просто выдают мало. Такие ребята появляются каждый год, видимо, эдакий определённый процент молчунов-флегматиков:) Что примечательно- некоторые из них спустя какое-то время начинают болтать похлеще "говорунов".

Я попыталась поговорить с мамой Ариши, донести до неё, что её дочка- именно такой молчун. Но она и сама меня опередила. Сказала, что ходила в возрасте 4х лет на английский 3 месяца, и с тех пор (а после в школе она учила французский и к английскому не возвращалась) ПОМНИТ счёт до 30, основные цвета, животные и может рассказать сказку про теремок. Так что раздумий насчёт Ариши у неё не было. Вот так нас стало четверо. Четверо "диванных" ребятишек.


А вот и урок для них. По счёту- четвёртый. Полностью планирование приводить не буду, ограничусь темами.  

Поехали:1. Разминка: Приветствие + настроение, малыши смотрят на смайлики, отвечая (I'm happy, I'm sad, I'm angry, I'm scared, I'm shy). В этом им помогает Мишка-Тедди.



Смайликов специально выдаётся больше, чтобы они потом могли разделить их на "кучки"- где энгри, где хэппи и так далее. Все, кроме shy- уже известно.
2. Цвета. Раздаю цветные тарелки ( 6 цветов- blue, yellow, red, orange, green + новый цвет purple. )

 Я придерживаюсь техники (slow enlargement) -когда словарный запас по темам расширяется постепенно, добавлением 2-3 новых слов к уже известным вторичным темам. Основная тема- это та, в ходе которой дети учат что-то принципиально новое.


3. Еда. Уже известные- apple, banana, pear, plum, chiken + новые cookies, grapes, egg. Выкладываем всё на тарелки по цветам: I'm putting a yellow cookie on a yellow plate, I'm putting green grapes on a green plate.
Действие должно проходить быстро, фрукты появляться из картинки эффекно, например, выползая из-под плотно накрытой крышки, как жучки. Ну, и с присказками-вопросами: Are you putting an apple? A plum? Where are you putting a plum? On a yellow plate? No! On a purple plate.

4. Touching time- на стенах расклеяны карточки со всеми пройдёнными цветами. Отличный шанс потренировать I'm toching (blue, yellow and so on..)

5. Разобрались с цветами, время животных. Здесь мы тоже расширяем запас. На прошлом уроке мы прошли  an elephant, a tiger, a lion, a hippo, a giraffe, a bird. Сегодня добавляем - a snale, a snake, a hedgehog, a frog, a beetle.  Просто показывать карточки, хоть и красочные, -скука. Поэтому творим такую "дверь"




В центре у меня дверь не для карточек, а для больших игрушек, а здесь обходимся плоскими легко переносимыми пособями))

Knock-knock! What's at the door? A tiger's at the door!

6. Разбрасываем зверей по комнате, прямо на пол. Джони is sad, хочет найти своих друзей: Give me please a bird, give me please a hippo! (И дети радостно подают зверят, а Джони их целует и обнимает за это 'Kiss you!'. Для особо разговорчивых детей вопрос: Are you giving a lion? What are you giving?

7. Когда все зверята найдены, можно сделать своеобразный fusion- я считаю "комбинирование" тем одним из самых важных моментов. Дети должны уметь применять разные темы объединённо, в этом суть обучения.
What colour is the giraffe? A Bird? ( пусть карточки лежат недалеко, либо можно разложить их на столе) Пусть показывают и называют, поднося к зверятам.

8. Песенка -It's a dog'. (Повторение предыдущих животных + отработка некоторых новых слов). Как разбирать отдельно песенки с детьми - опишу отдельно.
9. Повторение: Животные + Транспорт (уже пройденный). У меня есть нечто следующее:
 

 (машина с дыркой)

Игрушки зверят, да и сами дети легко "садятся" в такой транспрот, самозабвенно приговаривая "I'm driving a car, a bus, a truck''. НУ а коль скоро нам надо порепетировать пройденных животных, делаем их водителями:

 What's driving a car? A bird is driving!

10. Песенка- отработка движений "Make a circle''. Найти её можно ТУТ



10 пунктов? Ай-ай-ай, а по системе надо 8. И тут я еще раз подчёркиваю, что урок- понятие совершенно пластичное. И если с одними малышами и 45 минут мало для 6-7 пунктов урока, то для остальных нужно всегда держать в запасе какой-нибудь "экшн" -игру или материал на случай "всё прошли, а время осталось". Время разное, к системности нужно стремиться, но не возводить её в ранг божества и не судорожно перескакивать с одного на другое, поглядывая на часы, если тема не усвоена. По-всякому бывает, и учитель должен в первую очередь ориентироваться на детей.


Вот такой вот у нас "диванно-домашний" урок. Пишите, делитесь своим опытом и вы, буду рада почепнуть что-то новое!

1 комментарий:

  1. Света, большое спасибо за Ваш блог! Очень много полезной, интересной информации, а то, как Вы ее преподносите малышам, просто вызывает восторг! Я тоже занимаюсь с детьми английским и французским, возьму многое на заметку! Очень здорово!

    ОтветитьУдалить