суббота, 16 марта 2013 г.

О раннем изучении английского и извечном вопросе "Зачем?"

Поделю-ка я эту статью на две части-  сначала угощу вас медком, а потом добавлю всё-таки ложечку дёгтя. И оставлю на перепутье с сакраментальным вопросом- "что делать?" :) Но не пугайтесь, все не так жутко, как кажется:)




Так в чём же особенности раннего изучения языка?

Когда малыш появляется на свет, мама начинает говорить с ним на родном языке, прекрасно понимая, что малыш ещё его не понимает. Однако к году малыш уже неплохо понимает родной язык, а к 2 -3 уже свободно на нём говорит, потому что этот возраст специально задуман природой для изучения языков. В возрасте до 3 лет ребёнок может выучить до 10 языков.

Исследования доказывают, что человеческий мозг к шестилетнему возрасту уже практически сформирован. Стало быть, именно в первые 6 лет он, как губка, впитывает информацию и надолго сохраняет ее в памяти. Чем старше становится ребенок, тем сложнее сформировать у него правильное произношение и владение грамматикой, близкое по уровню к носителю языка. А малыши обладают уникальной способностью к запоминанию и имитации.

К тому же, при изучении второго языка, мозг запускает активное образование новых нейронов, которая в последствии «сцепится» в дополнительную нейронную сеть, что не может не сказаться на остальных предметах – на изучении математики, на чтении на родном языке и так далее.

Кто-то может возразить- как у ребёнка, у которого ещё не полностью сформирона звуко-произносительная сторона русской речи, может обучаться чуждой артикуляционной системе? Не может ли это повредить? Ответ: произносительная сторона будет развиваться вполне естественно, в данной системе нет "целенаправленных" фонетических упражнений, ребёнок улавливает звуки и имитирует их. Я на своём опыте, начиная работать с 2-3 летними малышами, у которых априори не сформировано произношение, и доведя их до дошкольного возраста, не наблюдала "фонетических изменений в русской речи" под влиянием наших занятий. Действительно, противопоказание к изучению есть- это, так называемый, "вялый язык" или дизартрия, когда у ребёнка к 3-4 годам во рту вместо звуков "каша". Всё остальное- не повод махать руками, крича: "нет, вредно".

Малыши, еще с трудом владеющие родным языком, ежедневно слыша английскую речь, воспринимают ее так же естественно, как и свою. Это нам, взрослым, кажется, что изучать иностранные языки сложно - но ребенок вполне способен освоить новый язык уже к трем годам. Как проходило обучение в дворянских семьях до Революции, с гувернантками-француженками и англичанками? Именно так- методом погружения. Дамы просто общались с детьми так, как было удобно им- на своём родном языке.








Ну а теперь о необходимом - Зачем?

Где-то в начале своей рабочей жизни я, уже работая по этой методике "разговорного погружения", столкнулась с одним из профессиональных кризисов. Да-да, когда начинаешь сомневаться в себе, задавая вопрос "А кому всё это нужно". Философские вопросы зрели в голове-  а зачем? Еще более все это подкреплялось лицезрением того, что спустя 3х -месячных  летних перерывов уже подросшие ребятишки приходили с БОООЛЬШИМИ пробелами. Становилось обидно- ну, как же так? Неужели все насмарку и, если не практиковать язык, то все вылетает в трубу?

С одной стороны, ответы напрашивались сами собой- дескать, если и взрослый человек, начав изучать язык, внезапно сделает "перерывчик" на всё лето, то помнить он будет все весьма поверхностно. Особенно если это какой-нибудь 'Low Elementary  или даже Pre-Intermediate, когда люди (совершенно зря, кстати) из-за трудностей в восприятии не смотрят фильмы в оригинале и не слушают аудио-книги, чтобы не терять уровень.

Но с другой- всё равно часть материала приходилось заново, хотя я подмечала, что процесс этот достаточно быстрый.  Да и как в условиях вынужденного летнего перерыва практиковать язык, если мама может только сказать "My name is...', а папа и вовсе учил немецкий. Список слов, который я исправно выдавала мамам перед каникулами, чаще всего если и повторялся, то за лето от силы пару раз:)

И тогда я тоже вынуждена была сделать сложный, но нужный вывод-

Раннее изучение языка не даёт гарантий того, что если язык "забросить", то рёбенок через промежуток времени по-прежнему будет говорить на английском, как говорил у нас на уроках.    Нужна практика, нужно повторение!  В итоге ко мне прошло простое решение-  помимо списков слов я стала делать копии записи дисков с песенками, которые мы слушаем на уроках. Слова из песенок мы тщательно прорабатываем на уроках, так что, слушая запись (в машине, дома, на даче) в фоновом режиме, просто так, для удовольствия (а за годы работы я сделала  такой подбор песенок, что не любить их невозможно:) , дети не теряют словарный запас. Они будто снова погружаются в магию языка на уроке.

Именно поэтому я стараюсь всем мамам-папам, приводящим чадо на занятия, особенно если это совсем кроха, дать понять: язык- это не то, что можно "попробовать", потом забросить, и говорить, что толку - грош.  Нет, не грош. Но уж коль вы взяли на себя ответственность за своё дитя, то нужно отдавать себе отчёт и в том, что и ваша роль здесь не сводится к "Привести-увести". Мама-папа-дедушка-бабушка- такой же участник обучения, как и учитель, как и малыш. По-крайней мере в организации поддержания уровня, который сводится не к столь трудоёмкому делу-  вставить диск в магнитофон и включить любимые песенки.

А награда- это развитый ребёнок, который уже к школе будет спокойно выражать свои мысли на английском, и- что самое главное- не будет бояться его!
 Мои ребята, занимающиеся у меня по три года, идут в языковые гимназии, школы с углубленным изучением языков, и в большинстве своём выбирают основным языком французский или немецкий. Потому что на собеседованиях им говорят, что "На английском вам будет скучно".

Как и обещала, оставила вас на перепутье. Вам решать, каким будет ваш ребёнок. Но в любом случае, его развитие- большая ответственность. Ответственность и учителей, но в первую очередь -ваша, родителей.

Умных вам малышей, помните- они уже ваша награда, вне зависимости от обстоятельств! :)




Комментариев нет:

Отправить комментарий